четверг, 4 июня 2015 г.

Пентагон стремится ослабить запрет на российские ракеты для космических миссий США


"После того как Россия аннексировала Крым в прошлом году, Конгресс принял закон, обязавший Пентагон прекратить закупки российских ракетных двигателей, использовавшихся с 2000 года для запуска американских военных и разведывательных спутников в космос", - пишет The New York Times.

"Теперь оказалось, что эту простую ответную меру трудно сохранить. Только через пять месяцев после того, как запрет обрел силу закона, Пентагон требует от Конгресса его ослабления", - отмечает автор статьи Стивен Ли Майерс.

Позиция Пентагона пользуется мощной поддержкой со стороны главы разведки страны и двух самых влиятельных оборонных подрядчиков, Boeing и Lockheed Martin, говорится в статье.

В письме к высокопоставленным законодателям от 11 мая министр обороны Эштон Картер и директор национальной разведки Джеймс Клэппер-младший заявили, что Пентагон столкнется "с серьезными проблемами" в организации самых секретных военных и разведывательных космических миссий, если запрет на российские двигатели сохранится.

"Энергомаш", российская компания, производящая ракетные двигатели, заключила договор о партнерстве с Lockheed Martin в начале 1990-х годов с целью разработки новых технологий, напоминает Майерс. Это было время, когда США пытались развивать сотрудничество с Россией в космосе, отчасти чтобы воспрепятствовать передаче ракетных технологий в страны, к которым американские чиновники относились с недоверием, говорится в статье.

"Вместе с Lockheed Martin и Pratt&Whitney "Энергомаш" адаптировал ракетный двигатель РД-180 для использования в серии ракет "Атлас", которые в настоящее время производит совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing", - пишет газета.

Подобное партнерство вызвало противодействие из-за того, что большинство акций "Энергомаша" принадлежат государству и, по данным прошлогодней статьи Reuters, меньшая часть акций принадлежит одному из ближайших друзей Путина, миллиардеру Юрию Ковальчуку, напоминает журналист.

Дебаты по поводу российских двигателей происходят на фоне нарастающего соперничества среди компаний за прибыльный бизнес космических запусков, отмечает он.

United Launch Alliance, совместному предприятию Martin Lockheed и Boeing, принадлежит монополия на контракты военного и разведывательного характера, но с ним соперничает компания Элона Маска SpaceX, поясняет Майерс. SpaceX разработала собственную ракету под названием Falcon-9, при помощи которой было осуществлено 18 успешных запусков спутников NASA и частных компаний. ВВС США в прошлом месяце сертифицировали использование Falcon-9 в миссиях с целью обеспечения национальной безопасности, что положило конец монополии United Launch Alliance, говорится в статье.

"Сейчас ведется спор о том, сколько еще запусков с использованием российских двигателей можно разрешить United Launch Alliance. Компания заказала 29 двигателей, 15 из которых были оплачены и планируются к использованию. Пентагон хочет, чтобы компания имела возможность использовать остальные. Законопроект Палаты представителей позволит это сделать, однако поправки Сената разрешат совместному предприятию закупить больше двигателей, только если они выиграют тендер, по всей видимости, у SpaceX", - пишет газета.

"Если запрет сохранится, SpaceX может остаться единственной компанией, способной обеспечивать запуски в ближайшие годы. Это восстановит монополию, которой пользовалась United Launch Alliance и с которой стремились покончить Пентагон, SpaceX и другие", - отмечает автор статьи.

Источник: The New York Times